Автоэкспертиза в Москве

Наши телефоны
(495) 220-29-51
(495) 234-78-05
(916) 740-90-72

Проблемы компенсации утраты товарной стоимости при выплате страховых возмещений

Очередным поводом к возобновлению споров стало введение такого массового вида страхования, как обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Необходимость компенсации утраты товарной стоимости стала предметом обсуждения большого круга лиц, пострадавших в ДТП. В зависимости от той или иной позиции следует ответ на вопрос: подлежит ли утрата товарной стоимости транспортного средства взысканию со страховой организации по договору ОСАГО? Попробуем провести юридические и техническое толкование. для окончательного решения данной проблемы.


Позиция тех, кто считает, что утрата товарной стоимости (УТС) транспортного средства не подлежит компенсации со стороны страховщика по ОСАГО, основывается на том, что УТС относится к упущенной выгоде. Утрата товарной стоимости транспортного средства представляет собой возможные потери в продажной стоимости автомашины, попавшей в аварию и прошедшей ремонт. По своей экономической природе утрата товарной стоимости относится к упущенной выгоде, причем это обстоятельство проявляется не в настоящий момент, а может проявиться только в будущем. При этом факт потери ожидаемой выгоды может состояться, а может и не реализоваться, если, например, автомобиль в дальнейшем снова попадет в аварию и наступит его конструктивная гибель либо он будет угнан или собственник откажется от продажи, желая сохранить его как память, и т.п. Она может не реализоваться и, скажем, в связи с резким подорожанием такого рода автомобилей, например, из-за того, что государство резко подняло ставки таможенных сборов при ввозе таких автомашин из-за рубежа.


В действительности, под утратой товарной стоимости подразумевается величина снижения стоимости транспортного средства после проведения отдельных видов работ по его ремонту, сопровождающихся преждевременными необратимыми изменениями его геометрических параметров, физико-химических свойств, конструктивных материалов и характеристик прочих процессов. Указанные изменения приводят к ухудшению внешнего (товарного) вида, функциональных и эксплуатационных характеристик, снижению безотказности и долговечности транспортного средства.

Начисление УТС предусмотрено, когда производится ремонт отдельных деталей, узлов и агрегатов, а также при замене деталей, влияющей на внешний вид и эксплуатационные качества транспортного средства. УТС не начисляется при замене деталей, узлов и агрегатов, не подлежащих окраске, при условии, что это не оказывает влияния на внешний вид и эксплуатационные качества автомобиля (замена двигателя на новый, замена фар, фонарей. стекол, шин и т.д.).

Из вышеизложенного становится понятно, что утрата товарной стоимости есть такое снижение стоимости автомобиля, которое напрямую зависит от случившегося ДТП и последующего ремонта и характеризуется свойствами самого автомобиля, влияющими на его долговечность и безотказность, и никак не связано с неполученными доходами. Таким образом, утрата товарной стоимости относиться к реальному ущербу наряду со стоимостью ремонта и запасных частей, а значит, также должна оплачиваться страховыми организациями по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Иное толкование утраты товарной стоимости и применение его на практике со ссылкой на постановление Правительства РФ от 7 мая 2003 года N 763, утвердившее Правила страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, не основано на законе и приводит к нарушению положений ст. 1064 ГК РФ, устанавливающей принцип полного возмещения вреда потерпевшему.

 

Схожую позицию можно обнаружить в ответах на вопросы постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 10 августа 2005 г.

:

 

Ответы на вопросы 2 квартал 2005 г.

У Т В Е Р Ж Д Е Н Ы
постановлением Президиума Верховного Суда
Российской Федерации от 10 августа 2005 г.

Вопрос 18: К реальному ущербу или упущенной выгоде относится утрата товарной стоимости транспортного средства и подлежит ли она взысканию со страховой организации по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств?

Ответ: В соответствии с пунктом 1 статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Согласно пункту 2 статьи 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Утрата товарной стоимости представляет собой уменьшение стоимости транспортного средства, вызванное преждевременным ухудшением товарного (внешнего) вида автомобиля и его эксплуатационных качеств в результате снижения прочности и долговечности отдельных деталей, узлов и агрегатов, соединений и защитных покрытий вследствие дорожно-транспортного происшествия и последующего ремонта.

Из вышеизложенного следует, что утрата товарной стоимости относится к реальному ущербу наряду со стоимостью ремонта и запасных частей автомобиля, поскольку уменьшение его потребительской стоимости нарушает права владельца транспортного средства. Данное нарушенное право может быть восстановлено путем выплаты денежной компенсации. Владелец вправе заявлять требования о взыскании такой компенсации, так как его права нарушены самим фактом дорожно-транспортного происшествия.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 25 апреля 2002 года «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» постановлением Правительства Российской Федерации от 7 мая 2003 года были утверждены Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Согласно подпункту «а» пункта 60 вышеназванных Правил при причинении вреда имуществу потерпевшего возмещению в пределах страховой суммы подлежит реальный ущерб.

Таким образом, поскольку утрата товарной стоимости транспортного средства относится к реальному ущербу, она подлежит взысканию со страховой организации по договору обязательного страхования гражданской ответственности в переделах страховой суммы, установленной Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». В случае, если страховое возмещение недостаточно для того, чтобы полностью возместить причиненный вред, разница между страховым возмещением и фактическим размером ущерба может быть взыскана в силу статей 1064 и 1072 ГК РФ с причинителя вреда.

УТС-величина снижения стоимости транспортного средства в результате его послеаварийного восстановления (при условии выполнений всех требований на проведение восстановительного ремонта) по сравнению с аналогичным неповрежденным транспортным средством.

Утрата товарной стоимости транспортного средства в результате проведения его восстановительного ремонта после аварийного повреждения обусловлена ухудшением внешнего вида и снижением прочностных параметров его отдельных деталей, узлов и агрегатов, повреждения защитных покрытий и использование деталей, находившихся в эксплуатации либо подвергнувшихся восстановлению.

Подытожив. утрату товарной стоимости можно определить как-(УТС) представляет собой уменьшение стоимости транспортного средства, вызванное преждевременным необратимым ухудшением товарного (внешнего) вида автомобиля и его эксплуатационных качеств в результате снижения прочности, безотказности и долговечности отдельных деталей, узлов и агрегатов, соединений и защитных покрытий вследствие дорожно-транспортного происшествия и последующего ремонта. УТС относиться к реальному ущербу наряду со стоимостью ремонта и запасных частей и должна оплачиваться страховыми компаниями в рамках ОСАГО.



Задайте вопрос экспертам

Просим вас указывать реальные имя и e-mail адрес.